Ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы: основные стадии адаптации, материальная помощь и трудоустройство, выплаты бывшим осужденным

Статья акутальна на: Январь 2020 г.

Перечень необходимых документов для получения государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. В

Как получить финансовую помощь после освобождения из исправительной колонии

. такая помощь не предусмотрена.

Пишите соответствующее заявление на имя администрации ИК.

Статья 181 УПК РФ . Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания 3.

Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание. 2.

Материальная помощь выражается прежде всего в оплате транспортных расходов освобожденного, который получает бесплатный билет до конечного пункта по избранному месту жительства.

Какую помощь обязана оказывать соцзащита освободившимся из мест лишения свободы

Постатейный научно-практический комментарий (под ред. А.С. Михлина, В.И. Селиверстова).

— Агентство „Библиотечка «Российской газеты»“, 2004 г.

2. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ (под общ.

ред. С.В.Степашина) — М. „Юристъ“, 2001 г. Однако статья 180 того же УИК РФ устанавливает обязанности администраций мест отбывания наказания по подготовке лиц, освобождающихся из этих мест, к их освобождению:

    Статья 180 УИК РФ. Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных и в применении к ним мер медицинского характера

С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности. — документы о его трудовой деятельности.

Оказывается ли материальная помощь лицам, освободившимся из мест лишения свободы?

У меня есть дом который не пртнадлежит к жилью. Я только освободился,жить негде что мне делать?

Может присутствуется какая то материальная помощь Однако статья 180 того же УИК РФ устанавливает обязанности администраций мест отбывания наказания по подготовке лиц, освобождающихся из этих мест, к их освобождению:

    Статья 180 УИК РФ. Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных и в применении к ним мер медицинского характера

2. С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности. Статья 181. Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания 3.

Это важно знать:  Выплаты на второго и первого ребенка до трех лет

Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.

Ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы: основные стадии адаптации, материальная помощь и трудоустройство, выплаты бывшим осужденным

Социальная помощь осужденным при освобождении от отбывания наказания из мест лишения свободы

Действующим уголовно-исполнительным законодательством РФ предусмотрена социальная помощь осужденным при освобождении от отбывания наказания из мест лишения свободы.

Согласно требований статьи 180 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее УИК РФ), не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев — после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях. Это позволяет осужденным быстрее адаптироваться к условиям жизни после убытия из исправительных учреждений, найти работу, жилье, восстановить социальные связи. Для выполнения данной работы, в исправительных учреждениях имеются отделы социальной защиты осужденных.

Также, с осужденными проводится воспитательная работа в целях подготовки их к освобождению, осужденным разъясняются их права и обязанности.

Значение данной работы для осужденных заключается в том, что при освобождении из мест лишения свободы они попадают в условия жизни, отличающиеся от тех, которые они помнят до лишения свободы (особенно это касается осужденных с большими сроками наказания), и задача администрации исправительного учреждения подготовить их к этим переменам.

Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.

Для реализации в полном объеме своих прав в данной области, осужденным следует заблаговременно до освобождения обратиться к сотрудникам отдела социальной защиты.

Кроме того, согласно требованиям статьи 181 УИК РФ, при освобождении из мест лишения свободы осужденным обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда. При этом, администрация исправительного учреждения, как правило, самостоятельно приобретает билеты на проезд осужденных до избранного ими места жительства и вручает их осужденным при освобождении.

При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет средств федерального бюджета. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.

При освобождении от лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц, для того, чтобы последние имели возможность подготовиться к приему своих близких нуждающихся в их помощи после освобождения из мест лишения свободы.

Это важно знать:  Заявление на материальную помощь СФУ

Данные осужденные, освобождаемые из исправительных учреждений, направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения.

Указанные выше меры социальной помощи осужденным, являются важным инструментом обеспечения их жизни после освобождения из мест лишения свободы, возможности реализовать в полной мере свои права.

Помощь осужденным после освобождения

Ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы: основные стадии адаптации, материальная помощь и трудоустройство, выплаты бывшим осужденным

В данной статье подробно рассказывается про помощь осужденным после освобождения, и все что об этом надо знать. Людям, которые отсидели свой срок и вышли из тюрьмы достаточно трудно адаптироваться к жизни на свободе. Трудности вызывает изменившееся, за время отбывания наказания, общество, и нежелание брать на работу осужденного человека. И один из самых часто задаваемых вопросов, это предусмотрена ли законом помощь осужденным после освобождения? Мы готовы ответить на этот вопрос.

Есть ли помощь осужденным после освобождения

Законодательство РФ на данный момент не предусматривает обязательной выдачи помощи осужденным после освобождения. Есть только статья 181 УИК Российской Федерации.Она обеспечивает:

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

  1. Перемещение с заключения к местоположению места проживания.
  2. Пропитание на время перемещения к месту проживания или деньги для их покупки.
  3. Если есть необходимость, то обеспечивается одежда.

В большинстве регионах РФ есть специальные общественные и государственные учреждения, которые обеспечивают помощь осужденным после освобождения.

В их обязанности входит выдача разных видов помощи, чтобы освободившийся смог приспособиться к проживанию на воле. В неё входит помощь в поиске работы, жилья, выдача денежных средств.

В поиске таких организаций помогут учреждения социальной защиты населения, местная Администрация и полиция.

Когда осужденный оказался на воле, ему рекомендуется направиться в учреждение Службы занятости для поиска работы и получения выплаты по безработице.

Когда осужденного освободили, он обратно возвращается к жизни на воле. Им помогают приспособиться к свободной жизни. Для обеспечения социальных возможностей принимают социальные и экономические мероприятия.

За восемь недель до освобождения или раньше, за пол года до конца вынужденных работ, а тех осужденным у которых срок меньше пол года — после судебного приговора, администрация заведения отбытия срока следует сообщить службе занятости, местной Администрации дату выхода на волю, место проживания, наличие жилища, специальность и трудоспособность человека.

Чтобы психологически подготовить осужденного, с ним проводятся общевоспитательные беседы. Сотрудники учреждения объясняют его права и обязанности согласно законам РФ.

Это важно знать:  Детские выплаты в 2020 году на ребенка после 1.5 лет до 3х

С любым заключенным проводиться разговоры о его планах на жизнь после обретения свободы. Спрашивают о будущем пункте проживания, возможностях в будущем обеспечить себя пунктом жительства и доходом.

Так же ему объясняют надобность соблюдения законов Российской Федерации, обязанность прибыть на назначенный пункт проживания и по прибытию через три дня направиться в местное отделение полиции, чтобы зарегистрироваться.

Администрация места отбытия наказания должна передать его вещи и другие ценности и средства, паспорт с другими документами, свидетельствующими о его личности, важные бумаги, трудовую книгу и справку, свидетельствующую об его освобождении.

Право осужденного на трудоустройство

Организация мероприятий, которые помогают осужденному трудоустроиться должны быть выполнена членами социальной защиты осужденных, при участии глава группы, членами групп специального учета и других служб. Возможно привлечение специалистов из других социальных организаций.

Право осужденного на бесплатную дорогу к пункту жительства

Согласно первой части 181 статьи УИК РФ, освобожденные обеспечиваются бесплатным перемещение к пункту своего жительства. Для перемещения к пункту проживания освобождённым осужденным выдаются деньги на кратчайший путь к пункту жительства на пользование городским или пригородным транспортом. Количество денег зависит от тарифов общественного транспорта.

Если освобожденные осужденные являются инвалидами, престарелыми лицами или несовершеннолетними, у которых отсутствуют родители, обеспечиваются средствами для покупки проезда до учреждения предоставляющие им жилье и другие услуги.

Помощь осужденным после освобождения в обеспечении пропитание или материальными средствами.

Осужденные после освобождения должны иметь минимальную норму продуктов питания на время перемещение к пункту проживания. Так же, ему дозволено выдать, вместо пропитания, денежные средства, которых хватит на покупку пропитания. Сумма денег зависит от цены минимальной нормы пропитания.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Все время нахождения в дороге к пункту жительства исчисляется с расписания транспорта, которым он перемещается. Если дорога больше четверти дня, то пропитание выдается на день.

В этой статье вы узнали, про помощь осужденным после освобождения. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

»

Следующая

Источник: https://arenazakona.ru/materinskij-kapital/materialnaja-pomoshh-osuzhdennym-posle-osvobozhdenija-kuda-obrashhatsja

К вопросу о социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы

В статье отражена проблема — постпенитенциарной помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы.

По разным источникам, в России насчитывается от 2 до 4 млн. лиц без определенного места жительства. По данным переписи российского населения в 2002 г., в стране насчитывалось 4 млн. бездомных. По той же информации в стране «всего» 300 тыс. так называемых «идейных бомжей». Подсчитано также, что почти 50% бездомных это лица, освободившиеся из мест лишения свободы.

Читайте также:  Могут ли электронные птс содержать личные данные автовладельцев, каково устройство системы паспортов транспортных средств, как получить его и выписку из него?

Один из главных вопросов состоит в том, что же делать государству с этими людьми? Ответов на него много и они очень разные: от высылки за 101 км, возрождения уголовной ответственности за бродяжничество и организации поселков типа бомжеских гетто до строительства социального жилья, реабилитационных центров и т.п. Решение проблемы социальной адаптации освобожденных из исправительных учреждений, их вживание в социум, создание системы координации государственных органов всех уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений и религиозных конфессий, предприятий, учреждений и организаций по оказанию социальной поддержки составляет только часть общегосударственной системы оказания помощи всем тем, кто испытывает трудности в трудоустройстве, решении жилищных, пенсионных, медицинских и иных проблем.

Социальная адаптация лиц, освобожденных от отбывания наказания, означает восстановление прежней репутации человека, его социально полезных связей и правового статуса гражданина (его прав, свобод, законных интересов и обязанностей).

Возвращение лиц, отбывших уголовное наказание, к нормальной жизни после освобождения из исправительных учреждений, их реабилитация сопряжена с разрешением целого ряда проблем субъективного (личностного) и объективного порядка.

К проблемам субъективного плана принято относить: развитие позитивного потенциала личности; формирование индивидуальных планов, перспектив (ближних, средних, дальних) и психологической готовности к преодолению сложных жизненных ситуаций, возникающих после освобождения; преодоление личностных деформаций; знание своих обязанностей; выработка умений законными способами отстаивать свои права и интересы.

Проблемы глобального, общего плана решает и преодолевает практически каждый из нас, однако справиться с ними, побывав в местах лишения свободы, человеку подчас значительно труднее. Человек отвыкает от темпа течения современной жизни: слишком быстро и много меняется в обществе за время его нахождения в исправительном учреждении.

Если просто назвать, например, такие проблемы, как социально-экономическая нестабильность в стране; пересмотр системы базовых ценностей духовной жизни; продолжающееся расслоение общества на богатых и бедных; низкий жизненный уровень большинства населения; социальные и этнические конфликты.

Приобретенная в заключении привычка жить на всем готовом становится для многих непреодолимым препятствием на пути к честной трудовой жизни, и люди выбирают, любой кажущийся на первый взгляд даже парадоксальный, способ возвращения назад, в колонию.

Однако не все способны совершить преступление, поэтому озлобленные, но не столь принципиальные и решительные, оставшиеся без семьи, без крыши над головой, без документов, опускаются на социальное дно, становятся бомжами, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством [1, с. 7].

Для решения проблемы с лицами без определенного места жительства в России муниципальными образованиями и благотворительными организациями организуются ночлежки, где бомжи могут получить бесплатное питание, теплое помещение, медицинскую помощь. Однако это не решает проблему в полной мере, поскольку многие бомжи являются хроническими алкоголиками, имеют преступное прошлое и неохотно расстаются с привычным для себя маргинальным образом жизни.

Особенно трудно приходится лицам не имеющим жилья. Они более чем кто-либо подвержены утрате здоровья и трудоспособности, что жестоко отражается на их материальном положении и мироощущении, порождает настроения обездоленности, ущербности и пессимизма не только у них самих, но и у окружающих. [3, с.

119] Поэтому перед обществом среди прочих проблем встает проблема всесторонней помощи тем, кто лишен жилья.

Решение данной проблемы состоит в практических мерах по реабилитации бездомных, конечной целью которых является, по определению Всемирной организации Красного Креста, адаптация бездомных к современным условиям.

Социальная адаптация – сложный и противоречивый процесс.

Все развитие личности представляет собой непрерывное взаимодействие меняющегося человека с изменяющейся постоянно средой, что требует от него все более сложной и гибкой реакции приспособления к новым требованиям среды, к новым социальным ожиданиям, к усложняющимся отношениям между людьми и т.д. Понятно, что хочет он того или нет, но человек вынужден следовать социальным требованиям и корректировать свое поведение сообразно этим изменениям.

Когда речь идет о бывшем преступнике, или освободившемся осужденном, его социальная адаптация может быть признана успешной лишь при определенном равновесии между общесоциальной и групповой адаптациями. Другими словами, адаптированной может считаться лишь та личность, которая войдет в близкую ей по духу малую социальную группу и при этом будет избегать конфликта с уголовным законом.

Для социальной адаптации характерны следующие особенности. Во-первых, она является составной частью процесса социализации, выживания личности в общество. Во-вторых, социальная адаптация – это сложный, противоречивый процесс взаимодействия личности и среды (её уровней).

В-третьих, проблема социальной адаптации может быть успешно решена лишь в том случае, если индивид будет воспринимать нормативные требования социума и непосредственного окружения как лично ему необходимые, или хотя бы лояльно к ним относиться. [2, с.

12-13] Самое сложное в этом процессе, конечно, заключается в том, чтобы человек, освободившийся из мест лишения свободы, захотел сделать именно это, а у общества главная задача состоит в том, чтобы освободившийся, по меньшей мере, не хотел стать бомжем.

Стало быть, надо у него отбить такую охоту. Как это сделать?

Можно, например, следовать путем, которым идет международная организация «Врачи без границ». Она оказывает медицинскую помощь в 70 странах мира, включая Российскую Федерацию, где её членами ежегодно принимается от 30 до 40 тысяч бездомных. По самым скромным подсчетам, это менее 1% от общего числа бездомных в России. Но, так или иначе, это только сглаживание проблемы.

Раньше, как говорится, было проще. По данным, например, исследования, проведенного В. М. Трубниковым в 1990-х гг. XX в., 82% случаев отбывшие наказание в виде лишения свободы за бродяжничество вновь осуждались по этой статье УК РСФСР. [2, с. 75] Поэтому, по всей видимости, не случайно и сегодня многие считают целесообразным восстановить эту статью в Уголовном кодексе.

В контексте принятия конкретных практических шагов по совершенствованию системы государственной поддержки освободившихся из мест лишения свободы необходимо проработать вопрос, согласовав его с заинтересованными министерствами и ведомствами (Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации), а также с органами местного самоуправления, общественными организациями и религиозными объединениями, о создании сети специализированных учреждений для временного содержания лиц, освобождаемых из мест лишения свободы и нуждающихся в бытовом и трудовом устройстве, медицинском обслуживании и пенсионном обеспечении.

Для совершенствования системы государственной поддержки освободившихся из мест лишения свободы необходимо предусмотреть:

  • квотирование рабочих мест на производстве для освобождающихся из мест лишения свободы;
  • создание специализированной психологической службы для данной категории лиц;
  • создание центров социальной поддержки в субъектах Российской Федерации;
  • создание трудовых (в том числе сельскохозяйственных) профилакториев;
  • разработку типовой индивидуальной карты социально-профессиональной адаптации лиц, отбывших наказание.

Разумеется, что вполне могут и должны быть приняты другие шаги по созданию и совершенствованию системы государственной поддержки освободившихся из мест лишения свободы и нуждающихся в социальной реабилитации граждан.

Источник: https://novainfo.ru/article/5647

Проблема ресоциализации заключенных после освобождения

Долгое время и по сегодняшний день высокий уровень преступности и рост криминала является одной из основных проблем Российской Федерации, вследствие чего становится явной проблема ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Ведь большинство преступлений представляют собой рецидив.

Целью нашего исследования является изучение проблем социальной реабилитации заключенных после освобождения из мест лишения свободы, пути их решения, а также сравнительный анализ решения данной проблемы в зарубежных странах и в РФ.

Для более глубокого изучения проблемы, мы посетили СИЗО-1 г. Красноярск, и изучили некоторые данные о заключенных, находящихся в данном ИЗ, в составе отряда хозяйственного обслуживания и отбывающих срок на общих условиях содержания.

Было выявлено, что за последние 8 месяцев среди десяти освободившихся из данного ИЗ были повторно осуждены шестеро.

Из чего можно сделать вывод, что среди бывших заключенных более половины совершили преступный рецидив в течение первых двух-четырех месяцев после освобождения, чему предшествовал целый ряд проблем, с которыми столкнулись бывшие заключенные после освобождения.

Одной из этих проблем является трудоустройство освободившегося. В основном это происходит из-за нежелания работодателя принимать на работу бывших осужденных, ввиду абсолютного недоверия к последним, а также высокой роли общественного убеждения в том, что бывшие заключенные остаются опасными для общества и после освобождения.

Еще одной причиной нетрудоустройства осужденных, освободившихся из мест лишения свободы является низкий уровень образования, отсутствие у многих какой либо профессии, а также потеря интереса, отсутствие мотивации и желания для ее получения самим осужденным.

К сожалению, для решения данной проблемы в нашей стране предпринимается очень мало мер, которые реально действовали бы на практике. Для сравнения, в Германии осужденных к освобождению готовят заранее, когда заключенный  еще находится в стенах исправительного учреждения.

С ними проводятся индивидуальные беседы и консультации, касающиеся в первую очередь приобретения профессии, поиска работы, жилья и средств на жизнь после освобождения. Помимо этого, существуют различные федеральные ведомства по труду, которые активно взаимодействуют с тюрьмами по всем вопросам профессионального обучения и трудоустройства осужденных.

Работа этих ведомств регламентирована законом. Перед освобождением осужденного направляют к консультанту по труду, а затем к сотрудникам службы трудоустройства.

Для быстрейшей социальной адаптации заключенному, уже на стадии подготовки к освобождению, делают много различных льгот, например таких как: краткосрочные увольнения из тюрьмы, недельный отпуск — для решения вопросов, связанных с подготовкой  к освобождению.

Чтобы решить эту проблему  в нашей стране, мы предлагаем усовершенствовать и дополнить ряд законов и подзаконных актов о повсеместном получении профессионального, основного, а также базового образования; возможно закон о предоставлении льгот частным и государственным организациям, после согласия последних принять на работу освободившихся из исправительных учреждений в их организацию, а также предоставить официальное трудоустройство, желательно с дальнейшим карьерным ростом и помогать в ресоциализации. Государство, в свою очередь, должно стимулировать такие организации различными денежными выплатами, снижением налогов. Средства для этого на начальной стадии можно выделить из федерального бюджета, а в дальнейшем повсеместно организовать трудоустройство лиц, находящихся в исправительных учреждениях, для чего придется изменить большую часть ИУ, а также условия содержания осужденных в них.

Вторая проблема, с которой сталкивается лицо, освободившееся из мест лишения свободы, это отсутствие регистрации и постоянного места жительства.

По закону [5] за бывшими заключенными после освобождения должен осуществляться надзор, производимый полицейскими службами или местным участковым, но только по прибытии осужденного к месту жительства.

Но, по официальным данным [4,165] половина заключенных, находящихся в пенитенциарных учреждениях РФ попросту не имеют регистрации. Соответственно за данной категорией лиц, нарушивших закон, существенно осложняется административный надзор.

Среди данной категории граждан особенно часто можно наблюдать преступный рецидив. Также можно отследить логическую цепочку возвращения заключенного, не имеющего постоянного места регистрации из мест лишения свободы обратно.

  • Схема 1.
  • Возвращение заключенного, не имеющего постоянного места регистрации из мест лишения свободы обратно
  • 1. Бывший заключенный освободился
Читайте также:  Покушение на мошенничество статья 159 ук рф: что такое попытка в рамках ук рф, каково наказание согласно ст. 66 ук рф?

2. Возникновение у освободившегося лица проблем с трудоустройством, в связи с отсутствием регистрации, других причин.

  1. 3. Возникновение физических потребностей, которые из-за отсутствия денежных средств и элементарных жилищных условий нет возможности удовлетворить, отсутствие социальных связей, общественной поддержки
  2. 4.Освободившийся  уклоняется от административного надзора над ним

5. Освободившийся оказывается в окружении граждан, употребляющих алкоголь, наркотики и т.д.

  • 6.Совершение нового преступления, преступный рецидив
  • 7. Задержание ранее осужденного служащими правопорядка, возвращение его в пенитенциарное заведение

По приведенной выше схеме возвращение в ИУ происходит у большинства бывших заключенных, не имеющих регистрации.

Также существует закономерность: чем дольше лицо, осужденное к лишению свободы, находится в ИУ, тем меньше у него становится социально полезных связей, а также происходит разрыв отношений с родственниками.

Ко всему прочему, не редки случаи выписки, в том числе незаконной, осужденного из места постоянного проживания его родственниками.

Для решения и предотвращения этой проблемы необходимо ужесточить административный контроль над выпиской осужденных из мест их постоянной регистрации.

Для лиц, не имевших постоянной прописи и до заключения, необходимо оказание помощи в получении таковой, а именно возможности предоставление жилой площади бывшим заключенным после освобождения в виде комнаты в общежитии или в коммунальной квартире.

Для этого администрация исправительного заведения, из которого был освобожден заключенный, должна примерно за 3 месяца подать ходатайство в районную или областную жилищную комиссию по месту пребывания осужденного, о предоставлении последнему подобного рода места жительства.

Помимо этого необходимо создавать и развивать различные фонды и центры, чья работа была бы направлена на оказание помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы в социальной адаптации. В настоящее время в России существует небольшое количество подобных центров.

Но их деятельность направлена не только на  ресоциализацию бывших заключенных, но и на просто граждан без определенного места жительства; людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, токсикоманией. Вследствие этого наблюдается переполнение таких центров.

Необходимо также, чтобы центры ресоциализации для заключенных были государственными, а не принадлежали частным организациям. Также для решения данной проблемы можно использовать опыт в этой сфере других стран. В частности, в Украине специальные общественные и религиозные организации занимаются защитой прав осужденных и их духовным просвещением.

Порядок же участия общественности в исправлении и ресоциализации осужденных, а также общественный контроль за соблюдением их прав закреплены в уголовно-исполнительном законодательстве.

[1] Также можно учитывать опыт в данном вопросе таких стран, как Япония и создать, к примеру, институт добровольцев службы защитного надзора с частичным возмещением им понесенных расходов; Южная Корея, где с 1983 года успешно функционирует Служба надзора за условно-досрочно освобожденными и Агентство гражданской реабилитации [3]; Нидерланды, где приоритет отдается организации пенитенциарным молодежным организациям, гуманному отношению ко всем заключенным, не зависимо от национальности, а также используется система домашних отпусков заключенным.[2] Ко всему прочему нужно создать закон о социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, при помощи которого решались бы вышеперечисленные проблемы.

В ходе проведенного нами анализа о состоянии постпенитенциарной системы в России, было выявлено, что проблема ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, действительно существует и актуальна в наше время.

Необходимо срочное ее решение и профилактика для предотвращения преступного рецидива и роста криминальных ситуаций в Российской Федерации, которая по этим показателям в данный момент занимает лидирующие позиции по отношению к другим странам.

Список литературы:

  1. Баренбойм П., Резник Г. Финансирование правовой реформы нуждается в уточнении приоритетов // Финансовые известия. 13.11.1997.
  2. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Уголовное и пенитенциарное право. Опыт Нидерландов и России // Прокурорская и следственная практика. 2000. N 3‑4. С. 171 — 173.
  3.  Крайнова Н. Ресоциализация осужденных. Зарубежный опыт // Уголовно-исполнительное право. 2002. N 2. С. 84
  4. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./Росстат— M., Р76 — 2011. — 581 с.

Источник: https://sibac.info/studconf/science/i/55465

Практика работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы

Практика работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Федулова Л.З., БУ «Няганский комплексный центр социального обслуживания населения»,  г. Нягань, Россия

Аннотация

С целью оказания помощи гражданам, освободившимся из мест лишения свободы, в Учреждении была разработана Программа, направленная на   успешную социальную интеграцию лиц данной категории.

Разработаны: модель взаимодействия с социальными партнерами и негосударственными поставщиками социальных услуг; комплекс мер направленных на социальную интеграцию лиц трудоспособного возраста, освободившихся из мест лишения свободы.

Ключевые слова: освободившиеся из мест лишения свободы, социальная интеграция, модель взаимодействия.

Начиная с 2005 года в Российской Федерации произошло увеличение лиц, содержащихся в местах лишения свободы — в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах, тюрьмах, а также в помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов и тюрем. В 2009–2015 годах число лиц, содержавшихся в местах лишения свободы, сокращалось, особенно быстро в 2011–2012 годах, когда оно опустилось ниже уровня 2004 года. К началу 2016 года число содержавшихся в местах лишения свободы снизилось до 639,9 тысячи человек.

По состоянию на 1 января 2017 года на учете уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по ХМАО – Югре состояло 5828 осужденных, в сравнении с 2016 годом, когда число осужденных составляло 4053 человека.

Согласно данным ОМВД России по городу Нягань, начиная  с 2013 по 2016 годы, из мест лишения свободы вернулось 84 человека. Однако, по состоянию на 1 января 2017 года, количество лиц, освободившихся из мест лишения свободы, возросло до отметки 90 человек.

В связи с этим, наибольшую актуальность приобрели вопросы социальной интеграции лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в общество. Основным условием успешной социальной интеграции данной категории лиц  является возраст 50 лет, поскольку именно эти люди обладают необходимыми ресурсами для восстановления социального статуса.

Специалистами БУ «Няганский комплексный центр социального обслуживания населения» разработана программа, предусматривающая создание модели социальной интеграции, обеспечивающей разрешение социальных проблем лиц трудоспособного возраста, освободившихся из мест лишения свободы. Реализация программы «Социальная интеграция лиц трудоспособного возраста, освободившихся из мест лишения свободы «На свободу – в новую жизнь!» началась с января 2017 года на базе БУ «Няганский комплексный центр социального обслуживания населения» г.Нягань.

Цели, задачи, новизна программы

Компонентами успешной социальной интеграции  являются:

  1. Социальная защита особо нуждающихся категорий бывших осужденных.
  2. Помощь профильных специалистов (психологов, медиков и т.д.).
  3. Обеспечение социально приемлемой среды посредством поиска точки социального интереса (семья, труд, образование, религия, искусство и т.д.).
  4. Восстановление трудовых и профессиональных навыков.
  5. Формирование коммуникативных и межличностных компетенций, направленных на повышение уровня толерантности и социальной ответственности лиц целевой группы.
  6. Содействие в решении вопросов социально-бытовой адаптации.
  7. Восстановление социального статуса.
  • Новизной программы является создание модели взаимодействия с социальными партнёрами и негосударственным поставщиком социальных услуг  — Благотворительным фондом социальной и духовной помощи «Возрождение», с целью обеспечения необходимых условий для успешной социальной интеграции лиц трудоспособного возраста, освободившихся из мест лишения свободы, в общество.
  • Целью программы является  создание условий для успешной социальной интеграции лиц трудоспособного возраста, освободившихся из мест лишения свободы, в общество.
  • Для достижения цели программа предусматривает выполнение следующих задач:
  1. Сформировать реестр нуждающихся в социальной интеграции из числа лиц трудоспособного возраста, освободившихся из мест лишения свободы.
  2. Разработать модель взаимодействия с социальными партнерами и негосударственными поставщиками социальных услуг.
  3. Разработать план содержащий комплекс мер направленных на социальную интеграцию лиц трудоспособного возраста, освободившихся из мест лишения свободы.
  4. Осуществить комплекс мер, направленных на социальную интеграцию лиц трудоспособного возраста, освободившихся из мест лишения свободы.
  5. Проанализировать эффективность реализации программы.

Целевая группа – лица трудоспособного возраста, освободившиеся из мест лишения свободы, проживающие на территории г. Нягань в количестве 30 человек.

Практика работы с лицами ОМЛС

В рамках реализации Программы мероприятиями охвачено 30 человек. Для участия в реализации программных мероприятий привлечены социальные партнеры и негосударственный поставщик социальных услуг — Благотворительный фонд социальной и духовной помощи «Возрождение».

В ходе реализации программы проведено рабочее совещание с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по городу Нягань, Отделом министерства внутренних дел по городу Нягань, Казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Няганский центр занятости населения», филиалом  Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» и Благотворительным фондом социальной и духовной помощи «Возрождение». В результате разработан план межведомственного взаимодействия, где определены интересы всех сторон, по вопросам оказания комплексной помощи, подписания совместных соглашений с указанием сроков, ответственных.

  1. В целях ознакомления с программой организована демонстрация презентации среди социальных партнеров и негосударственного поставщика социальных услуг для участия.
  2. Согласно плану мероприятий Программы организована информационная кампания о ее реализации:
  3. — создана вкладка «Ресурсное учреждение» на официальном сайте Учреждения (http://86kcson.ru/innovatsionnaya-deyatelnost-uchrezhdeniya/);

— разработана брошюра «В помощь освободившимся из мест лишения свободы», буклет «Социальная поддержка лиц трудоспособного возраста, освободившихся из мест лишения свободы «Все в наших руках», размещены во вкладке «Ресурсное учреждение» (http://86kcson.ru/innovatsionnaya-deyatelnost-uchrezhdeniya/pamyatki-buktely-flaery/), распространены в организациях социальных партнеров.

В  2017 году сформирован реестр лиц трудоспособного возраста, освободившихся из мест лишения свободы, нуждающихся в социальной интеграции в количестве 30 человек.

Со всеми гражданами, состоящими в реестре, специалистами по социальной работе было организовано заполнение анкет по выявлению проблем. Психологами проведена диагностика мотивационной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности.

По результатам анкетирования гражданам данной категории в рамках программных мероприятий оказана помощь:

  • 15 гражданам были оформлены меры социальной поддержки;
  • 17 гражданам, для поддержания жизнедеятельности, в пункте приема и выдачи срочной помощи оказана помощь в виде продуктовых наборов длительного срока хранения, предметов первой необходимости, мягкого инвентаря (одежда, обувь);
  • 11 гражданам оказана помощь в оформлении документов;
  • 2 гражданам оказано содействие в оформлении соглашения о поэтапном погашении долга за жилищно-коммунальные услуги;
  • 5 человек зарегистрировались  в Няганском центре занятости населения в качестве безработных;
  • 6 человек зарегистрированы  в Няганском центре занятости населения в целях поиска подходящей работы;
  • 1 человек записан на курсы профессионального обучения на базе Няганского центра занятости населения;
  • 9 человек трудоустроено (слесарь, водитель, резчик, портной, стропальщик, грузчик).

Перспективы развития программы

  • В 2018 году в рамках Программы запланировано:
  • — осуществление комплекса мер, направленных на социальную интеграцию лиц трудоспособного возраста, освободившихся из мест лишения свободы и содействие в восстановлении способности к адаптации в социуме;
  • — проведение промежуточной диагностики  мотивационной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности;
  • — создание видеоролика «Новая жизнь»;
  • — проведение  круглого стола «Модель взаимодействия с социальными партнерами и негосударственным поставщиком социальных услуг при интеграции лиц трудоспособного возраста, освободившихся из мест лишения свободы в общество».
Читайте также:  Продажа авто физическим лицом юридическому лицу: покупка машины организацией, а также как составить договор, какие нужны документы, как получить деньги?

Содействие в решении  вопросов социально-бытовой адаптации осуществляется негосударственным поставщиком социальных услуг Благотворительным фондом социальной и духовной помощи «Возрождение», который предоставляет социальные услуги в полустационарной форме обслуживания, что дало возможность временного проживания лицам указанной категории. В период проживания граждане получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно-бытового назначения.

Внедрение взаимодействия с социальными партнёрами позволило восстановить утраченные и сформировать новые социальные связи, сформировать мотивацию для самостоятельного преодоления трудностей, способствовало возвращению к полезной деятельности, тем самым повысило эффективность оказания  социальных услуг и обеспечило  успешную социальную интеграцию лиц данной категории.

Все вышеперечисленные мероприятия привели к функционированию модели взаимодействия с социальными партнёрами и негосударственным поставщиком социальных услуг «Благотворительный фонд социальной и духовной помощи «Возрождение» с целью обеспечения необходимых условий для успешной социальной интеграции лиц трудоспособного возраста, освободившихся из мест лишения свободы, в общество.

Ссылки на источники

  1. Борисова Ольга Борисовна, Журнал «Вестник Саратовского государственного технического университета» Выпуск № 4 / том 1 / 2007.
  2. best-students.ruМетодичка«Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект)».
  3. f-mx.ruНаучная библиотека «Социальная работа с бывшими заключенными».

Еще статьи из практики работы организаций социального обслуживания:

Повышение качества жизни пожилых людей посредством снижения уровня социальной изолированности. Коротких Н.В., психолог бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Геронтологический центр», г. Сургут

Организация и использование добровольческого труда в Областном государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Бодайбо и Бодайбинского района». Якимова И.С., Хвостова Н.В.,  ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Бодайбо и Бодайбинского района», г. Бодайбо, Иркутская область

Создание условий для успешной социальной адаптации подростков в среде сверстников. Конышева Т. Р., Ясакова Н.А., МКУ Центр психолого-педагогической помощи населению, г. Прокопьевск, Кемеровская область, Россия

Практика работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы

Источник: https://son-net.info/praktika-raboty-s-licami-omls/

Проблемы социальной адаптации (ресоциализации) лиц, освобожденных из мест лишения свободы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………….2
Проблемы социальной адаптации (ресоциализации) лиц, освобожденных из мест лишения свободы………………………………………………………………………….3
Заключение…………………………………………………………………………………….14

Введение

Российская Федерация, как социальное государство, обязана обеспечивать благополучие своих граждан, их социальную защищенность.

В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому, независимо от его способности трудиться, возраста, состояния здоровья и других объективных причин.

Если человек не может самостоятельно обеспечить прожиточный минимум себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи со стороны государства и общества.

Государство, несомненно, должно оказывать социальную поддержку в первую очередь гражданам, имеющим заслуги перед Отечеством (ветеранам войны, военной службы, труда, многодетным семьям и другим) в целях обеспечения им достойного уровня жизни, почета и уважения в обществе. На поддержку государства вправе рассчитывать несовершеннолетние, престарелые, инвалиды и иные законопослушные люди, нуждающиеся в помощи.

Особое внимание требуется еще одной категории граждан – лицам, подвергшимся уголовному преследованию и отбывшим наказание в виде лишения свободы. После освобождения из мест заключения они, как правило, сталкиваются со значительными трудностями при самореализации в обществе. Одна из главных причин — наличие определенных стереотипов в общественном сознании.

Зачастую общество не заинтересовано «принимать в свои ряды» бывшего преступника: работодатель найдет массу поводов, чтобы не брать такого работника. Родственники нередко не хотят находиться с ним под одной крышей, оказывать помощь.

С возникающими жизненными трудностями бывшие заключенные не всегда в состоянии самостоятельно справиться и находят выход из этой ситуации в совершении нового преступления. По статистике примерно треть всех криминальных правонарушений имеют рецидивный характер.

Особого внимания заслуживают несовершеннолетние и осужденные, вступившие в полосу зрелости уже в местах заключения. Именно подростковый рецидив самый значительный — согласно официальной статистике, не менее 70 процентов.

Нравственная дезориентация общественной жизни и криминальные тенденции представляют серьёзную угрозу всему обществу. На фоне увеличения количества лиц, освобождаемых из мест лишения свободы и нуждающихся в социальной помощи, государство и гражданское общество демонстрируют очевидное бездействие.

По данным МВД по Республике Алтай в 2010 году в Республике Алтай зарегистрировано 5113 преступлений.

В прошедшем году лицами, осужденными к наказанию, не связанному с лишением свободы совершено 70 преступлений, что на 21,4% меньше чем в 2009 году (89). Количество преступлений, совершенных лицами, ранее их совершавшими уменьшилось на 3,7% (с 1615 до 1555), в том числе ранее судимыми на 0,1% (с 1362 до 1360).

  • В первом квартале текущего года количество преступлений, совершенных лицами ранее их совершавшими в сравнении с аналогичным периодом 2010 года увеличилось на 8,0% (с 364 до 393), в том числе ранее судимыми на 8,5% (с 317 до 344).
  • По мнению большинства сотрудников правоохранительных органов, в число основных причин рецидивной преступности входят бытовая неустроенность, отсутствие жилья и работы.
  • При таких обстоятельствах ресоциализация бывших осужденных необходима в первую очередь для обеспечения безопасности населения Республики Алтай, укрепления законности и правопорядка.

Соблюдение прав человека, уважение к личности являются тем фундаментом, без которого невозможна социальная и психологическая реабилитация граждан, освобожденных из мест заключения.

Принцип равноправия людей и право каждого человека на достойный уровень жизни закреплены в международных актах, Конституции Российской Федерации, федеральных законодательных актах и законах Республики Алтай.

Поэтому лица, освобожденные из мест лишения свободы, должны иметь гарантированную возможность восстановить статус полноценного члена общества.

Указанные обстоятельства обусловили необходимость изучения проблемы социальной адаптации бывших заключенных.

С этой целью была запрошена информация из федеральных и региональных органов власти, муниципальных образований; проанализированы результаты рассмотрения жалоб.

Проблемы социальной адаптации (ресоциализации) лиц, освобожденных из мест лишения свободы
Необходимость повышенного внимания со стороны государства к бывшим заключенным обусловлена рядом причин. Объективными причинами являются следующие обстоятельства:

  1. — разрыв социальных связей;
  2. -отсутствие жилой площади, работы, документов, удостоверяющих личность;
  3. — наличие инвалидности, социально опасных заболеваний;
  4. — достижение пенсионного возраста и другие.

Субъективные причины связаны, прежде всего, с особенностями психологии лиц, вступивших в конфликт с законом. Характерными чертами являются асоциальные установки, пренебрежение общественными интересами, психологическая направленность на криминальное поведение, недоверие к властным структурам.

Формированию и закреплению указанных особенностей способствует негативный опыт, полученный этими людьми в процессе уголовного преследования и отбывания наказания.

Большое влияние на психику личности обвиняемого, подозреваемого оказывают нарушения уголовно-процессуального законодательства, которые порой совершаются сотрудниками правоохранительных органов при выявлении преступлений, установлении и привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

В обращениях подозреваемых, обвиняемых и осужденных значительное место занимают жалобы на применение должностными лицами органов предварительного следствия и дознания недозволенных методов проведения расследования и получения доказательств по делу.

Заявители пишут, что подвергаются физическому или психическому насилию с целью получения признательных показаний или оговора.

У многих из них давно нет доверия к правоохранительным органам, а применение необоснованного и неадекватного насилия оперативниками, следователями, дознавателями вызывает у них чувства ненависти и озлобленности.

  Уголовные наказания, особенно, связанные с отбыванием длительных сроков лишения свободы, оказывают пагубное влияние на психологию осужденных, повышают их агрессивность, риск психических и иных заболеваний.

По мнению психологов, отбывание наказания в виде лишения свободы является одним из тех стрессовых факторов, которые влияют на человека всю жизнь.

Физическая изоляция от общества влечет ограничения в духовной и информационной сферах.

 «Тюремный мир» имеет свои правила, по которым живут его представители.

Каждый, кто попадает в места лишения свободы, обязан одновременно придерживаться двух линий поведения: формальных (режимных) правил исправительного учреждения и норм поведения преступного сообщества.

За много десятилетий в отечественных пенитенциарных учреждениях сформировалась достаточно устойчивая субкультура со своей иерархией.

Следует отметить, что особенно глубокое влияние образ жизни преступного сообщества оказывает на неокрепшую психику подростков.

Значительная часть несовершеннолетних становится правонарушителями в силу имеющихся у них психических аномалий, изъянов семейного и школьного воспитания.

В условиях изоляции, в процессе усвоения криминальной субкультуры асоциальные качества получают дальнейшее развитие.

Положение усугубляется системными проблемами пенитенциарных учреждений: недостатками воспитательной работы, низким уровнем медицинской помощи, нехваткой рабочих мест для осужденных, плохими санитарно-гигиеническими и бытовыми условиями содержания.

Негативно влияет на людей отсутствие работы в местах лишения свободы. Общественно полезный труд признается Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации одним из основных средств исправления осужденных. Однако значительная часть граждан, изолированных от общества, не работает. 

Многие заключенные болеют «социально-значимыми заболеваниями»: туберкулезом, гепатитом и СПИДом. Проблемы функционирования пенитенциарной медицины связаны, как правило, с ее финансовым обеспечением.

Немаловажным фактором является разрыв семейных связей, удаленность исправительных учреждений от мест проживания родных и близких осужденного.

УИК РФ устанавливает, что местом отбывания наказания в виде лишения свободы являются исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором проживало или было осуждено лицо.

Однако данное требование, в силу объективных причин, (в первую очередь отсутствие на территории субъекта исправительного учреждения с соответствующим приговору режимом отбывания наказания) не всегда удается выполнить.

Среда содержания в пенитенциарных учреждениях приводит к выработке у осужденного иждивенческих установок, боязни выбора и принятия решения, озлобленности и недоверию.

Для большинства заключенных и, прежде всего, для тех, кто не собирается заниматься преступной деятельностью, освобождение из мест лишения свободы – желанная цель.

Но многие из них с тревогой ожидают часа выхода за ворота исправительного учреждения.

С освобождением из мест лишения свободы у человека резко изменяется правовой статус, практически в полном объеме восстанавливается правоспособность. Возникает потребность в адаптации к условиям жизни.

Необходимо в короткий срок возобновить социальные связи, решить вопрос с регистрацией по месту жительства, трудоустроиться, научиться рационально расходовать заработанные деньги, обеспечить себя питанием, необходимыми вещами.

Трудности процесса ресоциализации ведут к конфликту с социальной средой, нарушению норм и правил общества.

  • Социальную адаптацию осужденных можно условно разделить на два этапа: пенитенциарный (в исправительном учреждении) и постпенитенциарный (после освобождения).
  • Наиболее определенным с точки зрения правовой урегулированности, содержания деятельности ответственных за ее осуществление учреждений и органов, анализа, оценки и контроля результативности проведенной работы является пенитенциарный этап.
  • В Республике Алтай находятся 4 учреждения системы исполнения наказания: 1 следственный изолятор, 1 колония-поселение, 1 колония общего режима и 1 колония строгого режима для содержания осужденных мужчин.
  • В исправительных учреждениях и следственном изоляторе республики одновременно содержатся и отбывают наказание около 1700 подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Провозглашенная в России уголовно-исполнительная политика направлена не только на исправление осужденных и предупреждение новых преступлений, но и оказание им помощи в социальной адаптации. В соответствии с УИК РФ эта обязанность возлагается на администрации учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Источник: https://www.dogmon.org/problemi-socialenoj-adaptacii-resocializacii-lic-osvobojdennih.html

Ссылка на основную публикацию